D569C50D-69B3-4D60-8A2D-36A579D6E6A2

В настоящее время в области использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и более прицельно – электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процесс сложилась очень странная ситуация. Никто из участников процесса не дает себе труда объявить цели тех или иных начинаний. То есть цели-то объявляются, конечно, как же без этого? Но какие-то не педагогические, что ли. Ну, например: обеспечить каждой школе выход в интернет! Цель? Цель. Но возникает вопрос: а зачем? Насколько повысится процент успевающих? Насколько сократится трудоемкость учителей? Подозреваю, что вся эта деятельность вокруг ИКТ трудоемкость учителей как раз повышает, а не сокращает. Но тогда должны возникнуть соответствующие этим дополнительным трудозатратам положительные результаты в другом месте, например, в повышении уровня успеваемости. Надо сказать, что время от времени кто-то задает вопрос «зачем». И даже есть отдельные голоса, которые говорят о том, что все эти дополнительные затраты на ИКТ в школе, являются ничем иным, как выброшенными деньгами. Как водится, когда есть вопрос, то через некоторое время находится и ответ. И этот ответ, раз возникнув, кочует из аудитории в аудиторию. Нам говорят, что без всех этих ИКТ и ЭОР было бы еще хуже. Не факт!

Очень показательным является прошедший только что конкурс "Формула будущего-2012". Участники конкурса описывали проведенный ими урок с использованием средств ИКТ или ЭОР. Естественно, что в своей заявке авторы должны были указать цель, которую они ставили перед этим уроком, а также задачи, которые следовало решить, чтобы эту цель достигнуть. Задание это оказалось непосильным для участников конкурса. Не только никто из них не сформулировал достижимую за один урок педагогическую цель, но и сформулированные задачи, как правило, никакого отношения к цели не имели. Справедливости ради автору следует отметить, что сказанное относится только к тем заявкам, которые автор прочитал. Возможно, среди непрочитанных заявок как раз и были такие, в которых цель сформулирована самым идеальным образом. Что автор имеет ввиду? Давайте разберемся.

И разбираться мы станем с понятием цели. На бытовом уровне мы очень ясно понимаем, что такое цель. Забить гол это цель. Сдать экзамен – цель. Построить дом - тоже цель. Даже вскопать огород – цель. Что здесь общего? Общее то, что достижение цели переводит ситуацию в новое качество. Не было дома, а теперь есть. Экзамен не сдан, все трясутся, готовят шпаргалки, зубрят, скрещивают пальцы. В наше время еще пятак в обувь засовывали. Не знаю, как сейчас. А экзамен сдан, просим полюбоваться на оценку в ведомости, идем в кафе и вообще чувствуем себя совершенно иначе. Почему? Потому что поставленная цель достигнута, и нам это очень нравится. Давайте возьмем наугад формулировку цели из конкурсных заявок. Но вот, например, цель: углубление, обобщение, систематизация, закрепление полученных знаний и навыков … (в конкретной области знаний). Кто-нибудь может охарактеризовать момент достижения этой цели? Я не в состоянии этого сделать. А как тогда понять, достигнута ли цель вообще и как на ее достижение повлияли заявленные ЭОР? Или вот еще цель: создать условия для самостоятельного изучения и усвоения учащимися темы [формулировка темы] в виртуальном режиме. Обратите внимание, что автор не ставит целью усвоения учащимися темы, что, на мой взгляд, было бы вполне разумно. По мнению автора заявки, целью урока является создание условий для изучения. А произойдет изучение или нет автора не волнует. Будут учащиеся усваивать тему или будут в морской бой играть – никому до этого дела нет. Условия созданы? Созданы. Значит, цель достигнута. Вопросы есть? Лично у меня – уйма вопросов. Одни из них вынесен в заголовок.

Здесь автору хотелось бы сделать рекомендации по поводу формулирования цели. Как мы уже заметили, достигнутая цель качественно изменяет ситуацию, которая было до того, как цель была достигнута. И это обстоятельство позволяет нам легко и непринужденно идеально формулировать цели в терминах того, что должно возникнуть после их достижения. Например, мы хотим, чтобы в результате использования нами тех же средств, что были использованы автором предыдущего примера, все учащиеся класса усвоили тему. Что значит усвоить? Это значит, понимать смысл и взаимосвязь всех используемых в теме терминов, свободно формулировать ответы на задаваемые по теме вопросы, свободно самостоятельно формулировать положения те мы, узнавать и с легкостью решать все типы задач, которые существуют в этой теме. Как же сформулировать цель? Очень просто. Цель: все учащиеся класса усвоили тему. Проверить достижение цели можем? Запросто! Настроение от достижения такой цели повысится? Еще бы!

Что же следует сделать, чтобы эту цель достичь? Для этого надо решить ряд задач. Одна из которых, может оказаться задачей по созданию условий для самостоятельного усвоения темы. Задача это, а не цель. Какие же задачи видит автор заявки? 1. Формирование системы знаний и умений, предусмотренных программой по теме через систему Moodle. 2. Развитие способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях при самостоятельном изучении материала, осуществлять самоконтроль и рефлексию. 3. Формирование навыков работы с электронными образовательными ресурсами. 4. Формирование умений работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (в тексте, в интерактивном модуле), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Здесь одно из двух: либо все эти задачи действительно позволяют достичь сформулированную цель, либо в процесс этого и многих других уроков происходит постепенное формирование указанных навыков и умений. Я склоняюсь ко второму значению. Поскольку первое значение предполагает формирование всех этих навыков в течение урока для достижения цели, что совершенно нереально.

Итак, цель это реальное достижимое в течение урока качественное изменение состояния учащихся в терминах знаний, умений и навыков. Формулируется путем изложения состояния нового качества. Задачи это перечень тех мер, которые надо предпринять, чтобы цель достичь. Ну, например, снабдить всех учащихся полными материалами по теме (вот где впервые появляются ЭОР!), в том числе задачами всех типов, выстроенных в порядке увеличения сложности, обеспечить автоматизированный с помощью ЭОР контроль усвоения темы, подать всю тему в виде какого-нибудь завлекательного проекта (или части много темного междисциплинарного проекта). Да если я в качестве эксперта такие цели и задачи увижу, я немедленно отмечу такую заявку, как выдающуюся!

Но, к сожалению, это еще не все. То есть, для заявки на участие в конкурсе – более, чем достаточно. А вот для достижения поставленных целей, этого не хватит. Есть еще одна категория обстоятельств, которые влияют на возможность достижения целей. Это – факторы. Вчера наши футболисты выиграли чемпионат мира, поэтому сегодня никому из учащихся дела нет до темы. Это фактор. Отрицательный фактор. Его влияние надо преодолевать. Если не обращать внимания, то цель не будет достигнута. Все учащиеся с превеликим искусством используют всевозможные гаджеты. Тоже фактор. Положительный. Учитывая навыки учащихся, можно сократить время на обучение нажатию на кнопки.

Вот теперь все!

Если:


Источник:  

http://msk.ito.edu.ru/2012/section/175/95598/

Автор: Федосеев Андрей Алексеевич, Кандидат технических наук

.