Основные типы уроков и их обозначение для технологических карт
- Комбинированный урок (КУ).
- Урок усвоения новых знаний учащихся (УУЗ).
- Урок закрепления изучаемого материала (УЗМ).
- Урок повторения (УП).
- Урок систематизации и обобщения нового материала (УС и О).
- Урок проверки и оценки знаний (УП и ОЗ).
Конечно, любая классификация, в том числе и данная, до некоторой степени условна: на уроке повторения, например, проводится в какой-то мере и закрепление учебного материала, на уроке обобщения и систематизации он повторяется, в ходе усвоения нового учебного материала учитель в той или иной форме осуществляет его закрепление. В силу этого, при отнесении урока к тому или иному типу учитывается преобладающий характер работы учителя и учащихся над содержанием учебного материала - усвоение, закрепление, повторение и т.д. При этом нужно иметь в виду, что специфика урока, естественно, накладывает свой отпечаток на содержание и структуру его типа.
Компонентами общей дидактической структуры урока (и одновременно основными этапами урока )являются:
1. Актуализация прежних знаний и способов действий учащихся (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение в новой ситуации, и стимулирование познавательной активности учащихся , и контроль учителя.)
2. Формирование новых понятий и способов действий.
3. Применение - формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение и закрепление).
Каждый из компонентов дидактической структуры связан с предшествующими, однако в ходе урока их последовательность часто меняется
Краткая характеристика типов урока.
Комбирированный урок
- Организационный этап
- Этап проверки домашнего задания
- Этап всесторонней проверки знаний
- Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний
- Этап усвоения новых знаний
- Этап закрепления новых знаний
- Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
Все последующие типы уроков чаще всего суть не что иное, как комбинация этапов урока комбинированного. По сути дела, «тип урока» - это нередко развернутый по содержанию и во времени один из этапов комбинированного урока. Все же другие этапы такого урока играют в нем как бы вспомогательную роль и сокращены во времени и объеме. Мы рассмотрели один из вариантов комбинированного урока. Но он далеко не единственный. Комбинированный урок встречается в 13692 вариантах (по подсчетам ученых).
Под влиянием новейших психологических теорий на развитие творческого мышления учителей и наметившихся в последнее время тенденций совершенствования учебного процесса и перевода его в режим развития возникла принципиально новая, так называемая адаптивная система обучения, а с нею и новая разновидность комбинированного урока, который называется «Комбинированный урок в структуре АСО», а более коротко его можно назвать адаптивный комбинированный урок, на котором новой системой обучения решается сразу несколько учебно-воспитательных задач.
Организационная структура адаптивного комбинированного урока дает возможность увеличить время для самостоятельной работы учащихся (предварительно наученных эту работу осуществлять), а это, в свою очередь, в какой-то степени высвобождает учителя для индивидуальной работы с, каждым учеником.
Адаптивным мы назвали такой урок, по названию системы обучения, который максимально обеспечивает оптимальную адаптацию к индивидуальным, особенностям учащихся, охватывая продуктивную новаторскую практику и передовую педагогическую мысль.
Суть этой системы сводится к следующему. Простейшая организационная модель ее выглядит так.
Учитель обучает всех учащихся
Учитель работает индивидуально | Учащиеся работают самостоятельно
Что же тут нового?
Учитель здесь не просто наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а работает в это время с отдельными учениками индивидуально, и это очень заметно повышает эффективность урока.
На каждом урока учитель чему-то обучает всех, а затем работает в индивидуальном режиме (управляет самостоятельной работой, осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль и работает индивидуально, отключая от самостоятельной работы учащихся по очереди). Ученики соответственно могут работать в трех режимах: совместно с учителем, с учителем индивидуально, и самостоятельно под руководством учителя.
Урок усвоения нового материала
- Организационный этап
- Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
- Этап усвоения новых знаний
- Этап закрепления новых знаний
- Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению
Триединой целью такого урока является учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний комбинированного урока, ибо в его структуре этот этап занимает доминирующее положение по времени и объему, являясь главной и решающей частью урока Основным назначением этого урока является формирование знаний учеников. В прежних работах по дидактике можно встретить такую характеристику этого типа урока: «центральны звеном учебно-воспитательной работы на этом уроке является информационная деятельность учителя». От подобного рода ориентации учителя сегодня необходимо отказаться. Центральным звеном такого урока будет самостоятельно усваивать знания под руководством педагога, хотя информационная деятельность последнего, объяснение нового материала полностью исключена быть не может.
Урок закрепления изучаемого материала.
- Организационный этап
- Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
- Этап закрепления новых знаний
- Этап информации учащихся о домашнем задании
Основная цель этого урока заключается в закреплении и осмыслении изученного в виде более соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллектуальных. Стержнем педагогического пути достижения цели такого урока является не изучение учащимися нового материала, не их теоретическая самостоятельная работа, не разрешение ими проблемных вопросов, а тренировка, которая обязательно, должна предполагать необходимую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений, их использование в нестандартных ситуациях
Как самостоятельный этап усвоение нового материала здесь не выделяется, но на уроке закрепления элементы объяснения, разъяснения, пояснения, уточнения, углубления могут иметь место.
Урок повторения
- Организационный этап
- Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
- Этап повторения (образуется за счет времени , отводимого в комбинированном уроке на осуществление 2,3,5,6 этапов)
- Этап информации учащихся о домашнем задании
Основная дидактическая цель этого типа урока заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений.
Повторение и закрепление, имея большое сходство, принципиально отличаются тем, что закрепляются обыкновенно отдельные правила и положения, а затем на их основе формируются навыки и умения. Для повторения же главное заключается не в формировании учебных навыков, а в упрочении в памяти основных положений темы, в усвоенном материале. Наиболее распространенным и целесообразным видом повторения является тематическое, в ходе которого выделяются основные теоретические положения: правила, и ученики подготавливаются к более глубокому пониманию следующих тем курса.
Урок систематизации и обобщения изученного материала
- Организационный этап
- Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
- Этап обобщения и систематизации изученного (образуется за счет времени, отведенного в комбинированном уроке на
осуществление 2,3,5,6 этапов)
- Этап информации о домашнем задании
Дидактическая цель данного типа урока сводится к обобщению и систематизации знаний, изученного материала. Обычно эти уроки, близкие по своему типу к урокам повторения, проводятся в конце четверти или учебного года. Специфика их заключается в том, что учитель для систематизации и обобщения выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых предопределяет овладение предметом. Особенность этого типа урока заключается также в том, что этап обобщения и систематизации изученного может осуществляться методами, взятыми из других типов уроков: обзорные лекции учителя, беседы и устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.
Обобщение учениками фактического материала является важной, но не единственной задачей этого типа урока. Особенно важно в ходе этих уроков формировать у учеников знания, отражаемые в виде идей и теорий, переход от частных к более широким обобщениям. Поэтому нередко за сорок пять минут такого урока учителю приходятся рассматривать с учащимися материал 20-30-ти часов.