8BA5E070-F246-408D-811E-CB130626C263
Основные типы уроков и их обозначение для технологических карт
  1. Комбинированный урок (КУ).
  2. Урок усвоения новых знаний учащихся (УУЗ).
  3. Урок закрепления изучаемого материала (УЗМ).
  4. Урок повторения (УП).
  5. Урок систематизации и обобщения нового материала (УС и О).
  6. Урок проверки и оценки знаний (УП и ОЗ).

 

Конечно, любая классификация, в том числе и данная, до некоторой сте­пени условна: на уроке повторения, например, проводится в какой-то мере и закрепление учебного материала, на уроке обобщения и систематизации он повторяется, в ходе усвоения нового учебного материала учитель в той или иной форме осуществляет его закрепление. В силу этого, при отнесении уро­ка к тому или иному типу учитывается преобладающий характер работы учителя и учащихся над содержанием учебного материала - усвоение, закре­пление, повторение и т.д. При этом нужно иметь в виду, что специфика уро­ка, естественно, накладывает свой отпечаток на содержание и структуру его типа.

Компонентами общей дидактической структуры урока  (и одновременно основными этапами урока  )являются:

1.      Актуализация  прежних знаний  и способов действий учащихся (что означает  не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение  в новой ситуации, и стимулирование  познавательной активности   учащихся , и контроль учителя.)

2.      Формирование новых понятий и способов действий.

3.      Применение - формирование умений и навыков  (включающее  и специальное повторение и закрепление).

Каждый из компонентов дидактической структуры связан с предшествующими, однако в ходе урока  их последовательность часто меняется

Краткая характеристика типов урока.
Комбирированный урок 
  1. Организационный этап
  2. Этап проверки домашнего задания
  3. Этап всесторонней проверки знаний 
  4. Этап подготовки учащихся  к активному  усвоению знаний
  5. Этап усвоения новых знаний
  6. Этап закрепления новых знаний
  7. Этап информации учащихся  о домашнем задании и инструктаж по     его выполнению

Все последующие ти­пы уроков чаще всего суть не что иное, как комбинация этапов урока комбинированного. По сути дела, «тип урока» - это нередко разверну­тый по содержанию и во времени один из этапов комбинированного урока. Все же другие этапы такого урока играют в нем как бы вспомогательную роль и сокращены во времени и объеме.   Мы рассмотрели один из вариантов комбинированного урока. Но он  далеко не единственный. Комбинированный урок встречается  в 13692 вариантах (по подсчетам ученых).

Под влиянием новейших психологических теорий на развитие твор­ческого мышления учителей и наметившихся в последнее время тенденций совершенствования учебного процесса и перевода его в режим развития воз­никла принципиально новая, так называемая адаптивная система обучения, а с нею и новая разновидность комбинированного урока, который называется «Комбинированный урок в структуре АСО», а более коротко его можно на­звать адаптивный комбинированный урок, на котором новой системой обучения решается сразу несколько учебно-воспитательных задач.

Организационная структура адаптивного комбинированного урока дает возможность увеличить время для самостоятельной работы учащихся (пред­варительно наученных эту работу осуществлять), а это, в свою очередь, в ка­кой-то степени высвобождает учителя для индивидуальной работы с, каждым учеником.

Адаптивным мы назвали такой урок, по названию системы обучения, который максимально обеспечивает оптимальную адаптацию к ин­дивидуальным, особенностям учащихся, охватывая продуктивную нова­торскую практику и передовую педагогическую мысль.

Суть этой системы сводится к следующему. Простейшая организа­ционная модель ее выглядит так.


                                                                                                       

                                                  Учитель обучает всех учащихся

          Учитель работает индивидуально      | Учащиеся работают самостоятельно


Что же тут нового?

Учитель здесь не просто наблюдает за самостоятельной работой уча­щихся, а работает в это время с отдельными учениками индивидуально, и это очень заметно повышает эффективность урока.

На каждом урока учитель чему-то обучает всех, а затем работает в ин­дивидуальном режиме (управляет самостоятельной работой, осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль и работает индивидуально, отключая от самостоятельной работы учащихся по очереди). Ученики соот­ветственно могут работать в трех режимах: совместно с учителем, с учителем индивидуально, и самостоятельно под руководством учителя.

Урок усвоения нового материала
  1. Организационный этап
  2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
  3. Этап усвоения новых знаний
  4. Этап закрепления новых знаний
  5. Этап информации учащихся  о домашнем задании и инструкции по его выполнению

 

Триединой целью такого урока яв­ляется учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний комбини­рованного урока, ибо в его структуре этот этап занимает доминирующее поло­жение по времени и объему, являясь главной и решающей частью урока Основным назначени­ем этого урока является формирование знаний учеников. В прежних работах по дидактике можно встретить такую характеристику этого типа урока: «цен­тральны звеном учебно-воспитательной работы на этом уроке является ин­формационная деятельность учителя». От подобного рода ориентации учите­ля сегодня необходимо отказаться. Центральным звеном такого урока будет самостоятельно усваивать знания под руководством педагога, хотя информа­ционная деятельность последнего, объяснение нового материала полностью исключена быть не может.

 Урок закрепления изучаемого материала. 
  1. Организационный этап
  2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
  3. Этап закрепления новых знаний
  4. Этап информации учащихся  о домашнем задании
   

Основная цель этого урока заключа­ется в закреплении и осмыслении изучен­ного в виде более соответствующих навы­ков и умений, как моторных, так и интел­лектуальных. Стержнем педагогического пути достижения цели такого урока является не изучение учащимися нового материала, не их теоретическая само­стоятельная работа, не разрешение ими проблемных вопросов, а тренировка, которая обязательно, должна предполагать необходимую вариативность ра­бот, требующую от учащихся переноса знаний и умений, их использование в нестандартных ситуациях

Как самостоятельный этап усвоение нового материала здесь не вы­деляется, но на уроке закрепления элементы объяснения, разъяснения, пояс­нения, уточнения, углубления могут иметь место.

 Урок повторения

 

  1. Организационный этап
  2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
  3. Этап повторения (образуется за счет времени , отводимого в комбинированном уроке на осуществление 2,3,5,6 этапов)
  4. Этап информации учащихся  о домашнем задании 

 

Основная дидактическая цель это­го типа урока заключается в предот­вращении забывания усвоенного мате­риала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений.

Повторение и закрепление, имея боль­шое сходство, принципиально отличаются тем, что закрепляются обыкновенно отдельные правила и положения, а затем на их основе формируются навыки и умения. Для повторения же глав­ное заключается не в формировании учебных навыков, а в упрочении в памя­ти основных положений темы, в усвоенном материале.    Наиболее распространенным и целесообразным видом повторения является тематическое, в ходе которого выделяются основные теоретические положения: правила, и ученики подготавливаются к более глубокому пониманию следующих тем курса.

Урок систематизации и обобщения изученного материала
  1. Организационный этап
  2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
  3. Этап обобщения и систематизации изученного (образуется за счет времени, отведенного в комбинированном уроке на

    осуществление 2,3,5,6 этапов)

  4. Этап информации о домашнем задании

 

Дидактическая цель данного типа урока сводится к обобщению и систе­матизации знаний, изученного материала. Обычно эти уроки, близкие по сво­ему типу к урокам повторения, проводятся в конце четверти или учебного года. Специфика их заключается в том, что учитель для систематизации и обобщения выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых предо­пределяет овладение предметом. Особенность этого типа урока заключается также в том, что этап обобще­ния и систематизации изученного может осуществляться методами, взятыми из других типов уроков: обзорные лекции учителя, беседы и устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.

Обобщение учениками фактиче­ского материала является важной, но не единственной задачей этого типа урока. Особенно важно в ходе этих уроков формировать у учеников зна­ния, отражаемые в виде идей и теорий, переход от частных к более широким обобщениям. Поэтому нередко за сорок пять минут такого урока учителю приходятся рассматривать с учащимися материал 20-30-ти часов.