Типы задач Толлингеровой

География и ИКТ 

Таксономия учебных задач

 

Система запланированных целей неразрывно связана с системой действий, которые ведут к выполнению этих целей. Тем, что вызывает эти активные действия, становятся учебные задачи, 

Чтобы научиться составлять учебные задачи:

  • нужно уметь определять уровень учебных задач
  • конструировать соответствующую систему заданий с учетом цели урока

 

Таксономия учебных задач по Д.Толлингеровой. 

1. Задачи, требующие мнемонического воспроизведения данных: 

1.1. задачи по узнаванию;

1.2. задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий;

1.3. задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил;

1.4. задачи по воспроизведению больших текстов, блоков, стихов, таблиц и т.п. 

2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными: 

2.1. задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления т.п.);

2.2. задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т.п.);

2.3. задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий;

2.4. задачи по разбору и структуре (анализ и синтез);

2.5. задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение);

2.6. задачи по распределению (категоризация и классификация);

2.7. задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ и т.п.);

2.8. задачи по абстракции, конкретизации и обобщению;

2.9. решение несложных примеров (с неизвестными величинами и т.п.). 

3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными: 

3.1. задачи по переносу (трансляция, трансформация);

3.2. задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснования);

3.3. задачи по индукции;

3.4. задачи по дедукции;

3.5. задачи по доказыванию (аргументацией) и проверке (верификацией);

3.6. задачи по оценке. 

4. Задачи, требующие сообщения данных: 

4.1. задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.д.;

4.2. задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п.;

4.3. самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.д. 

5. Задачи, требующие творческого мышления: 

5.1. задачи по практическому приложению;

5.2. решение проблемных задач и ситуаций;

5.3. постановка вопросов и формулировка задач или заданий;

5.4. задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе);

5.5. задачи по обнаружению на основании собственных размышлений (на рациональной основе).

Примеры задач для различных уровней учебных целей в познавательной области по Блуму.
Знание
  • Дайте определение имени существительного.
  • Когда и где разворачивается действие рассказа  и когда в тексте это становится ясно?
  • На какие две категории можно разделить все живые существа?
  • Вычислите значение выражения (9-177)/21+8.
  • Назовите палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Понимание
  • Расскажите, что произошло с героями романа после эпизода, изображенного на иллюстрации.
  • Нарисуйте три картинки о событиях, которые происходили в начале, середине, и конце XIX века в Германии.
  • Расскажите коротко своими словами содержание параграфа.
  • Напишите сочинение (две-три страницы) с описанием обязанностей президента.
  • Приведите примеры того, как в рассказе подтверждается, что Даниле не безразличны чувства других людей.
  • Почему на географических картах используются символы?
Применение
  • Составьте предложение с использованием каждого из данных слов.
  • Изучив знаки на картах, составьте план маршрута для посещения трех исторических памятников в Подмосковье.
  • Найдите площадь класса,  в котором вы занимаетесь.
  • Теперь, когда вы прочли почти весь рассказ, угадайте, чем он закончится.
  • Придумайте три практических ситуации, в которых вы сможете использовать  изученный способ определения влажности.
Анализ
  • Какие события в этой истории действительно имели место, а какие выдуманы автором?
  • Чем период после гражданской войны напоминает период после войны в Афганистане, и чем они отличаются?
  • Распределите минералы этой коллекции по трем категориям.
  • Среди утверждений разбираемой статьи укажите три, которые являются фактами, и три, которые являются мнениями.
  • По описаниям десяти насекомых определите, к какому семейству относится каждое из них.
  • Какие из данных слов имеют латинское происхождение, а какие – греческое?
Синтез
  • Выдумайте какую-нибудь страну и нарисуйте ее карту, используя не менее 15 географических элементов.
  • Представьте себе, что вы присутствуете на традиционной церемонии в Санкт-Петербурге. Напишите дневник событий.
  • Напишите свой рассказ «Му-Му» с позиции собаки.
  • Теперь, когда вы видели результаты экспериментов, предложите гипотезу, которая бы объяснила эти результаты.
  • Напишите данный отчет о событиях теперь в жанре фельетона.
  • Предложите различные способы решения проблемы озеленения школьного двора.
Оценка
  • Обязательно ли должны все кандидаты на пост мэра Екатеринбурга иметь высшее образование?
  • Сравните двух главных героев поэмы.
  • Нужно ли требовать от школьников навыков устных вычислений в век недорогих калькуляторов? Почему?
  • Оправдано ли насилие для исправления несправедливости? Объясните вашу позицию.
  • Какая среда из всех изученных вам больше нравится для жизни? Аргументируйте свой ответ.
  • В каких случаях демократическое устройство государства менее эффективно, чем диктатура?

Источник:  http://didaktor.ru/sushhnost-zadachnogo-podxoda-v-obuchenii

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»