География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы.
Но при этом учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса.
Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально.
Это связано со спецификой предмета и учебными целями, которые определяются для каждой практической работы.
Примерное количество обязательных практических работ и экскурсий
Класс |
Количество практических работ |
Количество экскурсий |
6 |
9 |
2 |
7 |
10 |
1 |
8 |
7 |
1 |
9 |
7 |
1 |
10 |
7 |
|
Тематика обязательных практических работ в 6 классе
Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, а иногда требуют длительных наблюдений. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя:
- чтение плана местности, географической карты,
- ориентирование на местности,
- проведение съемки местности и составление простейшего плана,
- определение координат географических объектов по глобусу и географической карте,
- нанесение географических объектов на контурную карту,
- описание географического объекта (формы рельефа, моря, реки и т.п.) по типовому плану,
- проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Построение графиков суточного, месячного, годового хода температуры, диаграммы осадков, розы ветров. Описание погоды за определенный промежуток времени,
- наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса.
Тематика обязательных практических работ в 7 классе
При выполнении практических работ в курсе 7 класса важно сформировать умения учащихся работать с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами. Учащиеся должны овладеть умением давать комплексную физико-географическую характеристику географического объекта, территории, сравнительную характеристику двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями, совершенствовать навык самостоятельного составления плана характеристики. Влияние строения земной коры на рельеф Земли. Чтение и анализ тематических карт – «Строение земной коры» и «Физической карты мира».
- Характеристика климатических областей на основе анализа климатограмм.
- Характеристика географического положения материка.
- Комплексная характеристика одного из океанов.
- Комплексная характеристика одной из стран на основе использования различных источников информации.
- Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей, стран, территорий.
- Сравнительная характеристика крупнейших рек.
- Географическое описание одного из островов.
- Характеристика факторов, влияющих на смену природных зон.
- Выявление связей между компонентами в природных комплексах.
Практические работы в курсе «Географии России» (8-9 класс) и «Географии мира» (10 класс), способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представления полученных знаний в разных формах и видах и т.д.
Тематика обязательных практических работ в 8 классе
- Характеристика географического положения России (вариант - Сравнительная характеристика географического положения России и Канады).
- Обозначение на контурной карте стран - соседей России.
- Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.
- Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв и др.) с точки зрения влияния на условия жизни и хозяйственной деятельности людей
- Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт.
- Взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы и жизни и хозяйственной деятельности человека на примере одной из природно-хозяйственных зон.
- Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.
- Характеристика половозрастного состава населения по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации.
- Изучение особенностей размещения и расселения населения России в разных природных зонах на основе работы с картами.
Тематика обязательных практических работ в 9 классе
- Обозначение на контурной карте природных, географических районов, субъектов РФ.
- Сравнение их по различным показателям (размеры территории, границы, численность населения и т.д.).
- Чтение и анализ тематических отраслевых карт.
- Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности.
- Комплексная характеристика (вариант – сравнительная характеристика), промышленного центра, (промышленного узла), промышленного района.
- Объяснение зональной специализации сельского хозяйства России.
- Комплексная характеристика одного из районов.
- Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации.
Тематика обязательных практических работ в 10 классе
- Характеристика геополитического положения страны (по выбору).
- Ресурсообеспеченность различных стран и регионов.
- Типы воспроизводства в современном мире (на основе использования различных источников информации).
- Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешнеэкономических связей.
- Экономико-географическая характеристика одной из стран Европы.
- Объяснение внутренних различий одной из крупных стран Азии на основе использования материалов учебника, графических, картографических источников информации.
- Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства одной из крупных стран Америки