Практические работы

География и ИКТ 

          

  

                            

Практические работы

 


География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика  - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать  и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Программой и тематическим планированием предусмотрены  рекомендуемые практические работы.    

Но при этом учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса.
Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально.

Это связано со спецификой предмета и учебными целями, которые  определяются  для каждой практической работы.

Примерное количество обязательных практических работ и экскурсий.

Класс

 Количество практических работ

Количество экскурсий

 6

 9

 2

 7

 10

 1

 8

 7

 1

 9

 7

 1

 10

 7

 


  Тематика обязательных практических работ в 6 классе 

Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, а иногда требуют длительных наблюдений. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя:

  • чтение плана местности, географической карты,
  • ориентирование на местности,
  • проведение съемки местности и составление простейшего плана,
  • определение координат географических объектов по глобусу и географической карте,
  • нанесение географических объектов на контурную карту,
  • описание географического объекта (формы рельефа, моря, реки и т.п.) по типовому плану,
  • проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Построение графиков суточного, месячного, годового хода температуры, диаграммы осадков, розы ветров. Описание погоды за определенный промежуток времени,
  • наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса.

 

Тематика обязательных практических работ в 7 классе

При выполнении практических  работ в курсе 7 класса  важно сформировать умения учащихся  работать с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами.  Учащиеся должны овладеть  умением давать комплексную физико-географическую характеристику географического объекта, территории, сравнительную характеристику двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями, совершенствовать навык самостоятельного составления плана характеристики. Влияние строения земной коры на рельеф Земли. Чтение и анализ тематических карт – «Строение земной коры» и «Физической карты мира».

  • Характеристика климатических областей на основе анализа климатограмм.
  • Характеристика географического положения материка.
  • Комплексная характеристика одного из океанов.
  • Комплексная характеристика одной из стран на основе использования различных источников информации.
  • Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей, стран, территорий.
  • Сравнительная характеристика крупнейших рек.
  • Географическое описание одного из островов.
  • Характеристика факторов,  влияющих на смену  природных зон.
  • Выявление связей между компонентами в природных комплексах.          

 

Практические работы в курсе «Географии России» (8-9 класс) и «Географии мира» (10 класс), способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представления полученных знаний в разных формах и видах и т.д.

 

Тематика обязательных практических  работ в 8 классе
  • Характеристика географического положения России (вариант -  Сравнительная характеристика географического положения России и Канады).
  • Обозначение на  контурной карте  стран  -  соседей России.
  • Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа  и  полезных ископаемых.
  • Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв  и др.)  с точки зрения влияния  на условия жизни и хозяйственной деятельности людей
  • Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт.
  • Взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы  и жизни и хозяйственной деятельности человека на примере одной из природно-хозяйственных зон.
  • Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.
  • Характеристика  половозрастного состава населения  по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации.
  • Изучение особенностей размещения и расселения населения  России  в разных природных зонах на основе работы с картами.

 

Тематика обязательных практических работ в 9 классе 
  • Обозначение на контурной карте  природных, географических  районов, субъектов РФ. 
  • Сравнение их по различным показателям (размеры территории, границы, численность населения и т.д.).
  • Чтение и анализ  тематических отраслевых карт.
  • Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности.
  • Комплексная  характеристика (вариант – сравнительная характеристика),   промышленного центра,  (промышленного узла), промышленного района.
  • Объяснение зональной специализации  сельского хозяйства России.
  • Комплексная характеристика одного из  районов.
  • Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации.  

 

Тематика обязательных практических работ в 10 классе 
  • Характеристика геополитического положения страны (по выбору).
  • Ресурсообеспеченность  различных стран и регионов.
  • Типы воспроизводства в современном мире (на основе использования различных источников информации).
  • Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешнеэкономических связей.
  • Экономико-географическая характеристика  одной из стран Европы.
  • Объяснение внутренних различий одной из крупных стран Азии на основе использования материалов учебника, графических, картографических источников информации.
  • Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства одной из крупных стран Америки 

  

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»