Учителя географии ипользуют типовые планы для организации самостоятельных и практических работ.
От учителя требуется мастерство и опыт, чтобы успешно организовать работу на основе самостоятельной деятельности учеников. Грустно наблюдать, когда учителя дают описание реки или природной зоны по плану в 8 классе, в виде таблицы, как и в 7 классе. От класса к классу уровень самостоятельной деятельности учеников должен расти, а форма представления работы меняться в сторону усложнения, например:
В 5-6 классе учитель может предложить выполнить работы в форме:
1) составить план;
2) заполнить таблицу "План-конспект";
3) написать конспект (короткие ответы под каждый пункт плана);
В 7-8 классе, план может быть уже сложный, а формы представления работы, например:
1) подготовить рассказ по плану (устный, письменный);
2) создать презентацию (на каждый пункт плана по одному слайду).
План-конспект можно использовать и в 7 классе, но например, только при изучении Африки, а при изучении других материков постепенно задания нужно усложнять.
В 5-6 классе огромное значение еще имеет опора на краеведческий материал. О значение краеведения в преподавании географии говорили многие известные люди и педагоги. Давайте вспомним слова Д.Д. Семенова: "Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть постепенный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик".
Например, при изучение темы реки, можно спросить учеников (ученики выходят к доске и записывают каждый факт с новой строчки):
Назовите крупнейшую реку нашего родного края? Что вы можете рассказать о ней?
Примерные ответы:
Какие сведения о реке мы можем получить по карте?
Примерные ответы:
Что нужно знать и уметь, для того, чтобы рассказать о любой реке?
Примерные ответы:
Дополнительные вопросы:
Как можно определить характер течения реки по карте? Чем питаются реки? Что такое режим реки? Какой режим имеют реки России?
План описания реки:
Описание реки Иртыш, задание для 6 класса, (открыть). Практическая работа. Автор Безногова О.Н. (см. рисунки 1,2,3)
Рис. 1. Интерактивная картосхема |
Рис. 2. Интерактивная таблица (конспект скрыт) |
Рис. 3. Интерактивная таблица |
Речная сеть Омской области, (открыть). Интерактивное задание по контурной карте. Автор Безногова О.Н.
Проблемы Иртыша, задание для 8 класса, (открыть). Задание на анализ текста. Автор Безногова О.Н.
В своей статье я представила некоторые приемы работы с типовыми планами из личного опыта, которые будут полезны начинающим учителям географии.
План характеристики населения страны (региона)
План характеристики отрасли промышленности страны (региона)
План характеристики отдельной страны (простой)
Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие.
Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение.
Размеры производства продукции с распределением по главным географическим регионам.
Главные страны-производители.
Главные районы и центры производства; факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих районах.
Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли.
Главные страны (районы) экспорта продукции. Главные страны (районы) импорта продукции. Важнейшие грузопотоки.
Перспективы развития и размещения отрасли.
Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.
Какие карты надо использовать при описании страны?
Географическое положение страны
В какой части материка расположена страна?
Соседние страны;
Название столицы;
Особенности природы
Рельефа (общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые страны.
Климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков). Различия по территории и по сезонам.
Крупные реки и озера.
Природные зоны и их основные особенности.
1. Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие.
2. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение.
3. Размеры производства продукции с распределением по главным регионам.
4. Главные страны-производители.
5. Главные районы и центры производства; факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих районах.
6. Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи развитием отрасли.
7. Главные страны (районы) экспорта продукции. Главные страны (районы) импорта продукции. Важнейшие грузопотоки.
8. Перспективы развития и размещения отрасли.
1. Положение по отношению к соседним странам.
2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.
4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
5. Изменение ЭГП во времени.
6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.
1. Значение отрасли и размеры продукции.
2. Природные условия для развития отрасли.
3. Особенности аграрных отношений.
4. Структура отрасли, соотношение растениеводства и животноводства.
5. География растениеводства и животноводства, сельскохозяйственные районы (зоны).
6. Зависимость страны от экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции.
7. Общий вывод и перспективы развития отрасли.
1. Численность, тип воспроизводства населения, демографическая политика.
2. Возрастно-половой состав населения, обеспеченность трудовыми ресурсами.
3. Национальный (этнический) состав населения.
4. Социально-классовый состав населения.
5. Основные черты размещения населения, влияние миграций на это размещение.
6. Уровни, темпы и формы урбанизации, главные города и городские агломерации.
7. Сельское расселение.
8. Общий вывод. Перспективы роста населения и обеспеченности трудовыми ресурсами.
1. Значение отрасли и размеры ее продукции.
2. Природные предпосылки для развития отрасли.
3. Структура отрасли.
4. Главные факторы, влияющие на размещение отрасли, и основные черты ее географии; отраслевые промышленные районы.
5. Основные черты размещения промышленности.
6. Основные черты размещения сельского хозяйства.
7. Основные черты географии транспорта.
8. Главные экономические районы.
9. Роль и география внешних экономических связей.
10. Общий вывод; перспективы развития.
1. Обозначить на контурной карте границы тех территорий, которые подлежат анализу.
2. Проанализировать статистический или другой источник показателей для картограммы, вписать необходимые показатели.
3. Сгруппировать эти показатели по определенным интервалам.
4. Составить легенду картограммы, в которой более темные тона или более густая штриховка будут отражать большую интенсивность явления, и наоборот.
5. Нанести окраску или штриховку на контурную карту.
6. Провести анализ картограммы, сделать выводы.
1. Основные черты ЭГП.
2. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
3. Основные черты воспроизводства, структуры и размещения населения.
4. Общая характеристика хозяйства.
5. Основные черты размещения промышленности.
6. Основные черты размещения сельского хозяйства.
7. Основные черты географии транспорта.
8. Главные экономические районы.
9. Роль и география внешних экономических связей.
Общий вывод; перспективы развития
1. Основная информация карты (исследуемое явление, процесс).
2. Способы передачи информации.
З. Территориальное размещение (распределение) явления, процесса.
4. Основные причины неравномерности распределения явления, процесса.
5. Минимальные и максимальные показатели исследуемого явления, процесса.
6. При наличии: экспорт импорт сырья продукции.
7. Общий вывод.
1. Название океана и его размеры.
2. Положение океана относительно экватора и начального меридиана.
3. Что и где омывает океан.
4. Соседство с другими океанами.
5. Крупнейшие моря и заливы.
6. Средняя и максимальная глубина океана.
7. Важнейшие тёплые и холодные течения.
8. Использование океана человеком, важнейшие транспортные пути.
9. Вывод об особенностях географического положения океана
- в какой части материка находится
- с какими формами рельефа и где граничит
- чем и где омывается
4. Средняя и максимальная высота.
5. Полезные ископаемые.
1. За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание.
2. Наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха, закономерность изменения температуры за указанный промежуток времени.
3. Осадки, их общее количество, вид осадков и время выпадения.
4. Облачность, распределение облачности по дням, ее изменения в течение суток.
5. Атмосферное давление. Изменение давления.
6. Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.
7. Сходство наблюдённой погоды с многолетней климатической нормой или отклонение от нее.