КСО

География

Уроки, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ 

КСО

 

 

Организация урока по методике коллективного взаимного обучения

Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно. Нельзя забывать, что у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля, произвольное внимание и запоминание, необходимые для того, чтобы учиться, если учение само по себе не захватывает его. Более того, он не так работоспособен и усидчив, как требует от него школа. Рано или поздно наступает момент, когда он перестает следить за происходящим на уроке и погружается в дремоту с открытыми глазами (так называемое охранительное торможение) или начинает вертеться за партой, смеяться, тормошить соседа (охранительное возбуждение). В таком случае учителя призывают на помощь активные формы обучения. Одной из них является методика коллективного взаимного обучения, разработанная А.Г. Ривиным. В частности, включение педагогом в работу одного из способов данной методики – работа детей в паре сменного состава – позволяет улучшить динамику уровня обученности младших школьников, развития их познавательной активности. Работа по методике взаимного обучения позволяет сделать уроки интересными, живыми и непохожими друг на друга.

Сущность методики А.Г. Ривина состоит в том, что весь класс помогает одному ученику изучить тему. Это так называемое поабзацное изучение текста. Каждый абзац параграфа учебника или какого-нибудь другого текста ученик изучает с разными напарниками, что дает возможность рассмотреть изучаемый текст под разным углом зрения, помогает более тщательно и детально разобраться в теме.

Методика коллективного взаимного обучения в парах сменного состава имеет следующие преимущества:

каждый абзац темы подробно изучается и обсуждается в паре, что позволяет хорошо усвоить изучаемый материал;

после проработки темы у учащегося появляется ее подробный план;

в ходе работы содержание каждого пункта плана неоднократно восстанавливается и пересказывается, что обеспечивает прочность знаний и развивает навыки и умение грамотно и компактно излагать свои мысли;

при проработке одной темы учащийся параллельно знакомится с другими темами. Таким образом, когда он приступает к изучению другой темы, она оказывается для него не новой (некоторые понятия этой темы ему уже знакомы, а в проработке отдельных абзацев он сам принимал непосредственное участие);

в ходе работы многократно встречаются ранее изученные темы, что предоставляет ребенку возможность регулярно повторять пройденный материал.

Как показывает опыт, благодаря тому, что каждый из учащихся получает возможность обсудить и осмыслить определенный вопрос с разными членами группы, у школьников появляются и развиваются навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы, пробуждается и усиливается интерес к изучаемому предмету, повышается активность работы в группе, обеспечивается прочность знаний.

Использование методики взаимного обучения на практике связано с некоторыми трудностями:

у учащегося недостаточно развиты навыки проработки и озаглавливания абзацев (этому приходится учить специально);

необходимо переосмыслить и скорректировать учебную программу;

требуется переделывать структуру и стиль изложения материала в учебниках;

традиционно сложившийся вариант расписания занятий нуждается в существенных изменениях.

Педагогу, решившему работать по методике коллективного взаимного обучения, необходимо подготовить учебный материал:

отобрать учебную, дополнительную и справочную литературу по теме урока (или циклу уроков);

разделить содержание учебного материала на единицы усвоения ("смысловые абзацы");

разработать целевые задания, в т. ч. домашние.

При подготовке учебного материала зачастую приходится пересматривать содержание и выходить за рамки программы.

Подготовка учащихся к коллективным формам обучения включает два этапа.

Подготовительный этап. Приступая к организации общения ребят в парах сменного состава, нужно потратить время на проведение тренингов для выработки навыков, необходимых для парной работы (приложение 1). К таким навыкам относится умение:

ориентироваться в пространстве;

слушать партнера и слышать то, о чем он говорит;

работать в шумовой среде;

находить нужную информацию;

использовать листки индивидуального учета;

переводить образы в слова и слова в образы.

Если не отработать такие умения и навыки, то при первом знакомстве ребят с механизмом работы в парах сменного состава учитель может не достичь желаемого результата. Если работа в парах организована верно, то ребята трудятся легко, непринужденно, даже весело. Их настрой, постоянно улыбающиеся лица, комфортное состояние позволяют судить о правильной организации парной работы.

Ознакомительный этап имеет различные модификации, общим элементом которых является усвоение "правил игры", сообщение целевых установок, указание на характер проработки и способы учета результатов учения.

Запуск методики коллективного взаимного обучения требует особой организации работы на подготовительном этапе. Учащиеся должны делать двойную работу: изучать новый материал и осваивать новую методику. Если есть условия и время, то в рамках урока можно осваивать отдельные элементы методики коллективного взаимного обучения.

Первый шаг. Сначала всей учебной группе (классу) демонстрируется процесс проработки какого-либо одного абзаца, объясняется суть озаглавливания, затем под руководством педагога учебная группа (класс) тренируется на нескольких абзацах прорабатывать и озаглавливать их.

В работе по данной методике необходимо постоянно иметь в виду и другой ее аспект, обеспечивающий успешность обучения: необходимо учить детей искусству ведения диалога, продуктивному взаимодействию во время коллективных занятий. При общей работе класса, группы над каким-либо абзацем учитель должен обращать внимание на форму высказываний своих предложений, на форму возражения и критики чужих идей, на способы согласования действий и мнений участников процесса обучения и т. д.

Прежде чем критиковать и отвергать чью-то мысль, надо уточнить, правильно ли она понята. Для этого используются фразы: "Я тебя понял так... Ты это имел в виду?".

Если собеседник с чем-либо не согласен, то он должен не только констатировать факт несогласия, но и указать причину и дать аргументацию: "Я не согласен потому, что... и в связи с тем, что...".

Часто участнику разговора трудно выразить свою мысль в словесно-логической форме, тогда напарник может прийти на помощь в оформлении чужой мысли, и только после этого можно переходить к критике, сомнению и оценке ее правильности.

Отсутствие у учащихся навыков обсуждения, снятия конфликтов из-за непонимания друг друга резко замедляет продвижение в обучении, снижает освоение учебного материала. Помочь участникам диалога понять друг друга могут заготовленные фразы и выражения.

Прежде чем дать название и записать его в тетрадь или осуществить любое другое действие, учащийся при обращении к своему напарнику может использовать следующие фразы: "Я предлагаю сделать... Ты согласен с этим?"; "У меня появилась идея, но я не уверен в ее правильности. А ты как считаешь?"; "Как ты относишься к тому, чтобы мы обсудили второй вопрос, а потом вернулись к первому?" и т. д.

Стоит заметить, что учить понимать другого человека, выражать свои мысли, продуктивно взаимодействовать друг с другом приходится долго и кропотливо.

Второй шаг. Обучение ведению записи в тетради. Учитель может продемонстрировать на доске образец заполнения тетрадной страницы: название и номер темы, заглавие и источник текста, расположение заглавий абзацев, место для черновых заметок, место для записи терминов и т. д. Затем учитель предлагает учащимся оформить такую же запись в своей тетради. Учащиеся, сидящие за одной партой, могут проверить друг у друга правильность оформления записи, а также сам учитель имеет возможность проконтролировать ошибки.

Третий шаг. Учащиеся класса получают один абзац, разбившись на пары, прорабатывают, озаглавливают его и записывают название в тетради. Затем по указанию учителя учащиеся одновременно пересаживаются на другие парты и сравнивают названия, которые они дали абзацу. Если названия не совпадают, то учащиеся объясняют, почему они озаглавили именно так, а не иначе. Работа по озаглавливанию абзаца может быть завершена у доски одним из учащихся под руководством учителя.

Третий шаг может быть несколько усложнен за счет введения и пересказа проработанного абзаца. Для этого весь класс делится на две группы. Все пары первой группы получают один абзац, а все пары второй группы – другой абзац. Учащиеся совместно прорабатывают и озаглавливают абзац, записывают заглавие в тетрадь. Затем пары меняются таким образом, чтобы каждый ученик, проработавший первый абзац, оказался в паре с учеником, проработавшим второй абзац.

Четвертый шаг. В рамках урока тренировка основного приема методики коллективного взаимного обучения может быть осуществлена на основе 6–8 вариантов специально подготовленных текстов с 3–4 абзацами
(не более). В течение урока учащиеся успевают поработать в 3–4 парах по своим текстам, изучая в каждой следующей паре новый абзац и пересказывая предыдущие. Выполнив задание, учащиеся, работающие над одинаковыми темами, собираются в одну группу и обсуждают свои заголовки, сравнивая их с образцом, в котором учителем заранее подготовлены названия абзацев по данным текстам. Кроме того, учащиеся могут, вернув свои тексты учителю, написать самостоятельно изложение данной темы.

Пятый шаг. Убедившись, что учащиеся достаточно успешно справляются с разбором, обсуждением и озаглавливанием абзацев, можно перейти от групповой и индивидуальной форм работы к коллективной форме, от урока – к учебным занятиям по методике коллективного взаимного обучения. Но остается еще одна существенная задача – научить детей проводить дискуссии в малых группах, выступать с докладом перед группой.

Есть и еще один способ включения методики коллективного взаимного обучения в работу. Он применяется с привлечением учителей, учащихся, родителей, специалистов, т. е. тех, кто уже владеет данной методикой. Они на одну-две недели включаются в работу в парах сменного состава и объясняют каждому учащемуся, что и как надо делать, поправляют ошибки, совершаемые новичками, при этом сами прорабатывают какие-либо тексты из данной или близкой области знаний. В таком варианте запуска нет особой необходимости в подготовке специальных текстов.

После того как учащиеся будут подготовлены, все тренинги проработаны, класс может начинать работать по методике коллективного взаимного обучения в парах сменного состава. Ход учебного занятия в зависимости от возраста, содержания занятия, объема учебного материала и времени, отведенного на его изучение, избранного варианта технологии может протекать по-разному. Наиболее характерный вариант технологии коллективного взаимного обучения имеет следующие стадии:

каждый ученик прорабатывает свой абзац (это может быть предложение, часть текста, описание, характеристика, пункт или параграф учебника, статья, исторический документ и т. д.);

обмен знаниями с партнером происходит по правилам ролевой игры "учитель-ученик". Причем смена ролей обязательна. Обучающий предлагает свой вариант заглавия абзаца, свой план, отвечает на поставленные вопросы, предлагает контрольные вопросы или задания и т. п. Эта стадия заканчивается обменом абзацев;

прорабатывается только что воспринятая информация, осуществляется поиск нового партнера для взаимного обучения и т. д.

Учет выполненных заданий ведется либо в индивидуальной карточке, либо в групповой ведомости, где указаны все учебные элементы и фамилии участников организованного диалога.

Важно продумать схему, по которой учащиеся будут меняться парами. Предлагаем использовать два варианта работы.

Первый вариант – часть учеников закреплена за определенными местами (приложение 2). Организовать перемещение другой части учащихся можно следующим образом:

ученики первого варианта пересаживаются по сигналу учителя на одну парту вперед, при этом ученики с первых парт идут на последние ("Эскалатор");

ученики первого варианта с первого ряда переходят на второй ряд, со второго – на третий, а с третьего ряда идут на первый ряд;

учитель поднимает учеников первого варианта и предлагает ребятам сесть туда, куда они хотят ("Иду в гости"). Так происходит взаимообмен: "хозяева" владеют информацией, а "гости", переходя от одного "хозяина" к другому, узнают что-то новое, или наоборот, "гости" предлагают "хозяевам" какую-либо информацию.

Второй вариант – информация закреплена за местом. Такой способ организации общения ребят в парах сменного состава дает следующие преимущества: на класс требуется в два раза меньше карточек; ученик работает в разных ролях с одной и той же информацией: сначала в качестве "гостя", получая ее, а затем в качестве "хозяина", передавая ее другому гостю. Этот вариант работы также имеет свои недостатки: ученик, став "хозяином", не может уйти, оставив информацию, пока к нему кто-нибудь не подойдет. Бывают случаи, когда все уже изучили эту карточку или к этому ученику не хотят садиться сверстники, тогда должен вмешаться учитель и помочь ученику преодолеть возникшее затруднение.

В результате педагогической диагностики была выявлена положительная динамика развития уровня обученности учащихся. Психологическая диагностика, проведенная школьным психологом, показала, что у учащихся заметно вырос уровень общительности, познавательной активности:

во-первых, повысились успеваемость и качество знаний учащихся;

во-вторых, вырос интерес детей к учению. Школьники не просто слушают готовую информацию, а учатся добывать ее сами, в т. ч. из дополнительных источников;

в-третьих, учащиеся меньше устают на уроке. Активные формы обучения играют не последнюю роль в сбережении здоровья детей;

в-четвертых, благодаря психологической диагностике было выявлено увеличение количества учащихся с высоким уровнем коммуникативности (при первичной диагностике их было 18%, а к 4-му классу стало уже 25%). Также увеличилось количество учащихся с адекватной самооценкой. При первичной диагностике было выявлено 12% учащихся с низкой самооценкой, при вторичной диагностике их осталось 6%;

в-пятых, улучшаются память и внимание учащихся.

В условиях технологии коллективного взаимного обучения каждый обучаемый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. У него повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется адекватная самооценка личности. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, обеспечивает более прочное усвоение учебного материала.

Приложение 1

Тренинги для учащихся начальной школы на отработку навыков работы в парах сменного состава

Тренинг на ориентирование в пространстве

В классе имеется одно свободное место. Учитель начальных классов спрашивает: "Сколько свободных мест в классе?" Ребята отвечают. Того, кто ответил первым, учитель просит сесть на свободное место, но так, чтобы ничего не задеть и как можно быстрее. Ученик пересаживается. Учитель указывает на ученика, который должен найти свободное место и занять его.

Тренинг можно усложнить. Учитель указывает одновременно на двух учеников. Понятно, что вдвоем они не смогут сесть на единственное место, его займет лишь один из них. Другой вынужден будет занять только что освободившееся место своего товарища. А тем временем учитель указывает уже на двух других учеников.

Еще более сложный вариант: учитель предлагает всем закрыть глаза и внимательно послушать окружающий мир. Ребята слушают и слышат то, на что раньше не обращали внимания. Учитель говорит: "Тот ученик, до плеча которого я дотронусь, откроет глаза и сядет на свободное место как можно тише". После этого остальные ученики, не открывая глаз, показывают рукой туда, где образовалось свободное место. Учитель просит всех открыть глаза, но пока не убирать руку, указывающую направление.

Подобные тренинги можно проводить в качестве физкультминуток. Они хорошо снимают усталость и переключают внимание ребят.

Тренинг на умение слушать партнера и слышать то, что он говорит

Ребята любят играть в "Испорченный телефон". Элементы этой игры используются в тренинге. Класс делится на варианты. На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, поговоркой, скороговоркой, правилом, определением и т. д. Ученики на первой парте читают запись на карточке, запоминают ее и, отложив в сторону, по сигналу учителя поворачиваются и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так до конца. Ученик на последней парте произносит фразу вслух. Процесс можно усложнить – вместо фраз взять, к примеру, правила, которые ребятам трудно запомнить.

Тренинг на умение работать в шуме

Почти ни у кого не вызывает сомнения, что учиться в слишком большом шуме довольно трудно. А вот то, что учиться в абсолютной тишине, оказывается, практически невозможно, у многих вызывает сомнение. Однако, это именно так. Умение учиться в шуме следует отрабатывать специально. Задание при этом такое: у каждого ученика есть небольшая карточка, на которой написана скороговорка. Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою – мальчикам.

Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед. Важно, чтобы эти фразы были написаны заранее, а не являлись экспромтом приходящих "гостей", тогда помимо основного навыка – работы в шуме – будет отрабатываться и дополнительный навык – умение обращаться с карточкой.

Тренинг на умение находить нужную информацию

Этот тренинг можно проводить двумя способами:

разрешить всем ходить по классу;

разрешить ходить по классу только половине ребят.

Перед всеми ребятами в классе кладутся обратной стороной вверх карточки. На них написано по половине пословицы, например: на одной карточке "тише едешь", на другой – "дальше будешь". Парные карточки лежат в разных концах класса на разных вариантах. Задача ребят – найти нужного партнера и образовать пару.

Тренинг можно усложнить. Первому варианту предложить карточки с загадками, а второму –
с отгадками. Первый вариант остается на месте, а второй отправляется на поиски нужной загадки. Интересно использовать такой тренинг на уроках математики, где одному варианту предлагаются задачи, а второму – ответы.

Тренинг на умение использовать лист индивидуального учета

Лист индивидуального учета позволяет вести учет проработанных карточек. На листе написаны цифры, соответствующие номерам выполняемых заданий. Если задание изучено и выполнено – номер обводится кружочком. Если оказана помощь другому ученику в выполнении этого задания – номер зачеркивается.

1

2

3

4

5

Тренинг на умение переводить образную информацию в вербальную и обратно

Использование этого приема существенно развивает речь ребенка, способность переводить образы в слова, а также учит внимательно слушать и точно подбирать предметное действие, соответствующее сказанному партнером слову. С этой целью используются разрезные картинки.
У одного ученика в паре имеется карточка с нарисованным сюжетом, которую запрещено показывать до окончания работы, а у его партнера – ее разрезные части. Задача первого – руководить так, чтобы партнер как можно быстрее выложил соответствующий рисунок. Управлять можно только словом, без помощи жестов. Затем тот, кто руководил, уходит искать свободного партнера, а тот, кто собирал рисунок, остается ждать нового партнера. Теперь уже руководить будет он.

 

Приложение 2

Интегрированный урок русского языка и математики во 2-м классе

Тема: Решение задач. Знакомство с составной задачей на нахождение разности. Проверка написания слов с парными согласными на конце слова.

Цели:

познакомить учащихся с решением задач нового вида;

закрепить их умение решать задачи изученных видов;

развить умение сравнивать произношение и написание слов, подбирать проверочное слово;

продолжить обучение работе в парах сменного состава.

Ход урока

1. Вступительная часть

Приветствие. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня все вы будете учеными. А чем занимаются ученые? (Ответ: наукой.) Вы тоже будете заниматься наукой – математикой, а еще мы обратимся к науке о языке.

Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.

Сегодня вам как ученым предстоит рассмотреть различные тексты с точки зрения русского языка и математики, научиться решать задачу нового вида, потренироваться в проверке написания слов с парными согласными на конце.

3. Устный счет

Учитель: Решите задачи, откройте карточки с номером, который соответствует ответу.

У Игоря и Жени 9 голубей. У Жени 7 голубей. Сколько голубей у Игоря? (Ответ: 2 голубя.)

На одном этаже 9 жильцов, а на другом – на 2 жильца меньше. Сколько жильцов на другом этаже? (Ответ: 7 жильцов.)

Летом засушили 4 кг и засолили 10 кг грибов. На сколько меньше грибов засушили, чем засолили? (Ответ: на 6 кг.)

Дети учатся в школе 4 месяца до Нового года и 5 месяцев после него. Сколько всего месяцев дети учатся в школе? (Ответ: 9 месяцев.)

4. Работа над новым материалом

Учитель: Прочитайте слова, которые появились на доске. Что у них общего?

Дети: Все оканчиваются на парные согласные.

Учитель: Верно. Написание слов отличается от произношения. Как проверить написание парных согласных на конце слова?

Дети: Нужно подобрать проверочное слово.

Учитель: Какие слова являются проверочными?

Дети: Те, в которых после согласного произносится гласный.

Учитель: Устно подберите проверочные слова, а я запишу их на доске. (Дети подбирают.) Теперь составьте предложения с некоторыми из этих слов. Можно эти предложения назвать текстом? Почему?

Дети: Нельзя. Потому что они не связаны по смыслу.

Учитель: Прочитайте то, что написано на доске: "Прошлым летом мы отдыхали на даче. Возле дома был небольшой сад. В нем росли яблони и вишни". Что вы прочитали?

Дети: Текст.

Учитель: Докажите. Найдите в тексте слово с парной согласной на конце. Запишите в тетрадь, подберите проверочное слово.

Дети: Слово "сад", проверочное слово – "сады".

Учитель: Можно этот текст назвать задачей? Почему?

Дети: Нельзя. Потому что нет данных и вопроса.

Учитель: Измените текст так, чтобы в нем появились эти данные: 15, на 5 меньше.

Дети: В саду растет 15 яблонь, а вишен на 5 меньше.

Учитель: Можно этот текст назвать задачей? Почему?

Дети: Нельзя, потому что нужен вопрос.

Учитель: Какой вопрос можно задать? Еще?

Дети: Сколько в саду росло вишен? Сколько всего деревьев росло в саду?

Учитель: Составьте краткую запись задачи. Можно сразу ответить на вопрос задачи?

Дети: Да.

Учитель: Каким действием мы узнаем, сколько было вишен?

Дети: Вычитанием.

Учитель: Мы узнали, сколько в саду вишен, знаем, сколько яблонь. Можно ответить на главный вопрос задачи? Каким действием?

Дети: Сложением.

Учитель: Запишите решение. Сформулируйте и запишите ответ задачи. Запишите решение задачи одним выражением. Для слова, найденного в тексте, найдите проверочное слово в задаче.

5. Самостоятельная работа

Учитель: Приготовьте строчку учета для шести карточек.

1

2

3

4

5

Учитель: Сначала вспомним порядок работы: выполнить задание, указанное на твоей карточке; обвести в листке учета номер карточки кружочком; найти ученика с карточкой под другим номером; обсудить с этим учеником свое задание и выслушать его; после обсуждения отметить крестиком номер своей карточки; обменяться друг с другом карточками; приступить к работе по новой карточке. Старайтесь изучить как можно больше карточек. Работу закончите по моему сигналу.

(Дети работают по карточкам в парах сменного состава.)

Образец задания в карточках

Запишите решение и ответ задачи. К выделенному слову подберите проверочное слово: "На кустике земляники висело 8 яго*. Когда некоторые созрели и упали, осталось 6 яго*. Сколько яго* упало?"

(Подведение итогов самостоятельной работы.)

Учитель: А сейчас, уважаемые ученые, мы послушаем доклады о вашей работе.

6. Рефлексия

Учитель: У вас на партах лежат полоски разного цвета. Если урок был вам интересен – поднимите красную; если он был для вас поучителен – зеленую; если было скучно – желтую полоску. Вложите полоски в свои тетради. Затем отступите три клеточки для оценки и напишите несколько предложений о том, что у вас получилось и что не получилось на уроке.

7. Подведение итогов урока, задание на дом

Взаимное обучение – форма организации учебной деятельности, в соответствии с которой ученики, наиболее успешно овладевшие учебной программой, занимаются со своими одноклассниками под руководством педагога. Взаимное обучение применялось в странах Древнего Востока и античных государствах, затем в средневековых школах Европы и Азии.

Источник: http://naurok.3dn.ru  статья >>>


Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»