Типовые планы

География

Уроки, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ 

 Типовые планы по географии

 

  Типовые планы по географии и их применение

Учителя географии ипользуют типовые планы для организации самостоятельных и практических работ.

От учителя требуется мастерство и опыт, чтобы успешно организовать работу на основе самостоятельной деятельности учеников. Грустно наблюдать, когда учителя дают описание реки или природной зоны по плану в 8 классе, в виде таблицы, как и в 7 классе. От класса к классу уровень самостоятельной деятельности учеников должен расти, а форма представления работы меняться в сторону усложнения, например:

В 5-6 классе учитель может предложить выполнить работы в форме:

1) составить план;

2) заполнить таблицу "План-конспект";

3) написать конспект (короткие ответы под каждый пункт плана);

В 7-8 классе, план может быть уже сложный, а формы представления работы, например:

1) подготовить рассказ по плану (устный, письменный);

2) создать презентацию (на каждый пункт плана по одному слайду).

План-конспект можно использовать и в 7 классе, но например, только при изучении Африки, а при изучении других материков постепенно задания нужно усложнять.

В 5-6 классе огромное значение еще имеет опора на краеведческий материал. О значение краеведения в преподавании географии говорили многие известные люди и педагоги. Давайте вспомним слова Д.Д. Семенова: "Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть постепенный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик".

Например, при изучение темы реки, можно спросить учеников (ученики выходят к доске и записывают каждый факт с новой строчки):

Назовите крупнейшую реку нашего родного края? Что вы можете рассказать о ней?

 Примерные ответы:

    • Река Иртыш;
    • Очень широкая;
    • Тихая река;
    • Суда плавают, ловят рыбу, пляжи для купания.
    • Зимой замерзает.

Какие сведения о реке мы можем получить по карте?

Примерные ответы:

    • Течет на север;
    • впадает в Обь;
    • Самый крупный приток - Ишим.

Что нужно знать и уметь, для того, чтобы рассказать о любой реке?

Примерные ответы:

  • Находить на карте реку, исток и устье реки;
  • Определять направление течения реки по карте (по меридианам и параллелям);
  • Определять левые и правые притоки;
  • Знать примерный план описания реки (записывается план описания реки).

 

Дополнительные вопросы:

Как можно определить характер течения реки по карте? Чем питаются реки? Что такое режим реки? Какой режим имеют реки России?

  • Характер течения реки можно определить по карте  (в горах - бурная и быстрая, на равнинах - тихая и спокойная);
  • Реки имеют смешанное питание: дождевое, грунтовое. Если есть зима, то реки замерзают и имеют снеговое питание разливаются весной). Если стекают с гор, то имеют ледниковое питание (уровень воды выше летом).
  • Почему на Иртыше нет гидроэлектростанций?
  •  

    План описания реки:

  • На каком материке и в какой его части течет?
  • Где берет начало? Куда впадает?
  • В каком направлении течет?
  • Крупные притоки.
  • Характер течения.
  • Питание и режим реки.
  • Хозяйственное использование.
  • Использование типовых планов позволяет давать задания индивидуально с учетом учебных возможностей учеников. Для учеников с низкими учебними навыками можно разрешать использовать план-конспект, а ученикам с высокими учебными навыками разрешать выполнять работу в виде рассказа или презентации.

    Представляю вам образец работы на основе типового плана: 

    Описание реки Иртыш, задание для 6 класса, (открыть). Практическая работа. Автор Безногова О.Н. (см. рисунки 1,2,3)


     
       

     Рис. 1. Интерактивная картосхема

     Рис. 2. Интерактивная таблица

    (конспект скрыт)

        Рис. 3. Интерактивная таблица

     

    Дополнительные задания:

    Речная сеть Омской области, (открыть). Интерактивное задание по контурной карте. Автор Безногова О.Н.

    Проблемы Иртыша, задание для 8 класса, (открыть). Задание на анализ текста. Автор Безногова О.Н.

    В своей статье я представила некоторые приемы работы с типовыми планами из личного опыта, которые будут полезны начинающим учителям географии.


     

    6 класс

    7 класс

    8 - 9 класс

    10-11 класс

    План характеристики отрасли мирового хозяйства

    1. Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие.

    2. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение.

    3. Размеры производства продукции с распределением по главным географическим регионам.

    4. Главные страны-производители.

    5. Главные районы и центры производства; факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих районах.

    6. Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли.

    7. Главные страны (районы) экспорта продукции. Главные страны (районы) импорта продукции. Важнейшие грузопотоки.

    8. Перспективы развития и размещения отрасли.

    План характеристики ЭГП страны (региона)

    1. Положение по отношению к соседним странам.
    2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
    3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.
    4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
    5. Изменение ЭГП во времени.

    Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

    План характеристики страны

    1. Какие карты надо использовать при описании страны?

    2. Географическое положение страны

      1. В какой части материка расположена страна?

      2. Соседние страны;

      3. Название столицы;

    3. Особенности природы

      1. Рельефа (общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые страны.

      2. Климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков). Различия по территории и по сезонам.

      3. Крупные реки и озера.

      4. Природные зоны и их основные особенности.

    4. Население страны:
      1. Народы, населяющие страну (какие, размещение, внешние черты);
      2. Основные занятия.

    План описания горной страны

    1. Определите, какие карты необходимы для описания.
    2. В какой части материка расположены ?
    3. В каком направлении тянутся?
    4. Какова приблизительно их протяженность?
    5. Высота гор?
    6. Самая высокая вершина, её название, высота, координаты.

    План описания реки

    1. В какой части материка течет?
    2. Где берет начало? Куда впадает?
    3. В каком направлении течет?
    4. Крупные притоки.
    5. Характер течения.
    6. Питание и режим реки.
    7. Хозяйственное использование.
    8. План описания природной зоны
    9. Географическое положение зоны.
    10. Климатические условия.
    11. Почвы.
    12. Растительность.
    13. Животный мир.

      Примечание: описывая природную зону, раскрывайте взаимосвязи между компонентами ее природы.

    План описания населения

    1. Какие народы населяют изучаемую территорию?
    2. Какие части материка или другой территории населены особенно плотно? Чему равна средняя плотность населения?
    3. В каких местах население редкое? Чему равна наименьшая плотность?

      Примечание: используется карта <Плотность населения и народы>.

    План описания климата

    1. В каком климатическом поясе, и в какой области расположена территория?
    2. Средние температуры июля и января. В каком направлении они изменяются и почему?
    3. Господствующие ветры (по сезонам) и воздушные массы.
    4. Годовое количество осадков и их режим. Чем объяснить различие в количестве осадков?

    План описания географического положения материка

    1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.
    2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
    3. В каких климатических поясах расположен материк?
    4. Определите, какие океаны и моря омывают материк.
    5. Как расположен материк относительно других материков?
    6. Особенности ГП.

    Определение типа климата по диаграммам

    1. Внимательно рассмотрите все обозначения на диаграмме. (Месяцы года, через один, указаны буквами.) Что по ней можно узнать?
    2. Выясните годовой ход температур. Чему равны средние температуры июля и января? Какова годовая амплитуда температур?
    3. Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим осадков в течение года?
    4. Сделайте вывод о типе климата.

    План характеристики отрасли мирового хозяйства:

    1. Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие.

    2. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение.

    3. Размеры производства продукции с распределением по главным регионам.

    4. Главные страны-производители.

    5. Главные районы и центры производства; факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих районах.

    6. Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи развитием отрасли.

    7. Главные страны (районы) экспорта продукции. Главные страны (районы) импорта продукции. Важнейшие грузопотоки.

    8. Перспективы развития и размещения отрасли.


    План характеристики ЭГП страны (региона):

    1. Положение по отношению к соседним странам.

    2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.

    3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.

    4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.

    5. Изменение ЭГП во времени.

    6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.


    План характеристики сельского хозяйства страны (региона):

    1. Значение отрасли и размеры продукции.

    2. Природные условия для развития отрасли.

    3. Особенности аграрных отношений.

    4. Структура отрасли, соотношение растениеводства и животноводства.

    5. География растениеводства и животноводства, сельскохозяйственные районы (зоны).

    6. Зависимость страны от экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции.

    7. Общий вывод и перспективы развития отрасли.


    План характеристики населения страны (региона):

    1. Численность, тип воспроизводства населения, демографическая политика.

    2. Возрастно-половой состав населения, обеспеченность трудовыми ресурсами.

    3. Национальный (этнический) состав населения.

    4. Социально-классовый состав населения.

    5. Основные черты размещения населения, влияние миграций на это размещение.

    6. Уровни, темпы и формы урбанизации, главные города и городские агломерации.

    7. Сельское расселение.

    8. Общий вывод. Перспективы роста населения и обеспеченности трудовыми ресурсами.


    План характеристики отрасли промышленности страны (региона):

    1. Значение отрасли и размеры ее продукции.

    2. Природные предпосылки для развития отрасли.

    3. Структура отрасли.

    4. Главные факторы, влияющие на размещение отрасли, и основные черты ее географии; отраслевые промышленные районы.

    5. Основные черты размещения промышленности.

    6. Основные черты размещения сельского хозяйства.

    7. Основные черты географии транспорта.

    8. Главные экономические районы.

    9. Роль и география внешних экономических связей.

    10. Общий вывод; перспективы развития.


    Как составлять и анализировать картограмму.

    1. Обозначить на контурной карте границы тех территорий, которые подлежат анализу.

    2. Проанализировать статистический или другой источник показателей для картограммы, вписать необходимые показатели.

    3. Сгруппировать эти показатели по определенным интервалам.

    4. Составить легенду картограммы, в которой более темные тона или более густая штриховка будут отражать большую интенсивность явления, и наоборот.

    5. Нанести окраску или штриховку на контурную карту.

    6. Провести анализ картограммы, сделать выводы.


    План характеристики отдельной страны (простой):

    1. Основные черты ЭГП.

    2. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

    3. Основные черты воспроизводства, структуры и размещения населения.

    4. Общая характеристика хозяйства.

    5. Основные черты размещения промышленности.

    6. Основные черты размещения сельского хозяйства.

    7. Основные черты географии транспорта.

    8. Главные экономические районы.

    9. Роль и география внешних экономических связей.

    Общий вывод; перспективы развития


    План описания рельефа территории

    • Какой общий характер поверхности, какие формы рельефа преобладают и почему.
    • Назовите равнины, их среднюю и наибольшую высоту, местоположение в пределах изучаемой территории.
    • Назовите горы, их высоту, местоположение, возраст, самая высокая вершина её название и высота.
    • Какими полезными ископаемыми богата, объясните размещение.

    План описания географического положения реки

    • В какой части материка течет река
    • Что означает название реки
    • Где берет начало
    • Куда впадает
    • В каком направлении течет
    • Объясните характер течения реки в зависимости от рельефа местности
    • Отметьте расположение рек и озер относительно рельефа
    • Определите источники питания реки
    • Какой режим реки и как он зависит от климата
    • Определите историческое и экономическое значение реки

    План описания географического положения материка

    • Расположение материка относительно
      • экватора
      • тропиков
      • полярных кругов
      • нулевого меридиана
    • Крайние точки материка, их координаты, протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток
    • В каких климатических поясах расположен материк
    • Океаны и моря, омывающие материк, реки и озера
    • Крупные физико-географические области в пределах материка
      • горные системы
      • равнины
      • пустыни
    • Расположение материка относительно других материков

    Примерный план экспресс-анализа карты:

    1. Основная информация карты (исследуемое явление, процесс).
    2. Способы передачи информации.
    З. Территориальное размещение (распределение) явления, процесса.
    4. Основные причины неравномерности распределения явления, процесса.
    5. Минимальные и максимальные показатели исследуемого явления, процесса.
    6. При наличии: экспорт импорт сырья продукции.
    7. Общий вывод.

     

    План  описания  океана

     

    1. Название  океана  и  его  размеры.

    2. Положение  океана  относительно  экватора  и  начального  меридиана.

    3. Что  и  где  омывает  океан.

    4. Соседство  с  другими  океанами.

    5. Крупнейшие  моря  и  заливы.

    6. Средняя  и  максимальная  глубина  океана.

    7. Важнейшие  тёплые  и  холодные течения.

    8. Использование  океана  человеком,  важнейшие  транспортные  пути.

    9. Вывод  об особенностях  географического  положения  океана

     

    План  описания  моря 

    1. Название  моря.
    2. Размеры - протяженность с севера на юг и с запада на восток.
    3. Географическое  положение  моря, в  какой  части  какого  океана  находится,        что  и  где  омывает.
    4. Внутреннее или окраинное
    5. Средняя  и  максимальная глубина  моря.
    6. Крупнейшие  острова.
    7. Биологические  и  минеральные  ресурсы  моря.
    8. Деятельность человека.

    План характеристики  равнины 

    1. Название  равнины
    2. Протяженность с севера на юг и с запада на восток
    3. Географическое  положение  равнины:

            - в  какой части  материка  находится
            - с  какими  формами  рельефа  и  где  граничит
            - чем  и  где  омывается

    4.      Средняя и максимальная высота.

    5.      Полезные  ископаемые.

     

    План  характеристики  экономического  района

    1. Состав  территории.
    2. ЭГП  района:  в  какой  части  страны  находится,  вид  географического  положения,  с  кем  и  где  граничит,  чем  и  где  омывается,  вывод: выделить благоприятные черты и неблагоприятные.
    3.  Природные  условия  и  ресурсы,  вывод  о  ресурсообеспеченности  района.
         
    4. Характеристика  населения:  численность,  размещение,  воспроизводство,  половой,  возрастной,  национальный  и  религиозный  состав,  уровень  урбанизации,  крупнейшие  города,  особенности  миграций  и  трудовых  ресурсов.
         
    5. Отрасли  специализации  промышленности, факторы специализации, крупнейшие центры.
         
    6.  Структура  сельского  хозяйства,  главные  сельскохозяйственные  районы  и  отрасли  специализации  сельского  хозяйства.
         
    7. Особенности транспорта, виды, основные магистрали, крупнейшие транспортные узлы.
         
    8. Проблемы  и  перспективы  развития  района.

    План  описания  города 

    1. Географическое  положение.
    2. Краткая  история  развития  города:  время  образования,  основные  исторические    события  в  жизни  города.
    3. Функциональный  тип  города  и  его  значение  в  хозяйстве  страны.
    4. Население  города:  численность  населения,  особенности  полового,  возрастного, национального  и  религиозного  состава  населения  и  характерные  черты  трудовых  ресурсов.
    5. Отрасли  специализации  промышленности,  важнейшие  промышленные  предприятия.
    6. Транспорт:  особенности  развития  транспортного  узла  и  городского  транспорта.
    7. Непроизводственная  сфера:  крупнейшие  научные  и  образовательные  учреждения,  музеи,  театры  и  т.д.
    8. Проблемы  и  перспективы  развития  города.

    План описания погоды


    1. За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание.
    2. Наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха, закономерность изменения температуры за указанный промежуток времени.
    3. Осадки, их общее количество, вид осадков и время выпадения.
    4. Облачность, распределение облачности по дням, ее изменения в течение суток.
    5. Атмосферное давление. Изменение давления.
    6. Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.
    7. Сходство наблюдённой погоды с многолетней климатической нормой или отклонение от нее. 

    Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»