Учебное видео по географии

География

Уроки, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ 

 Учебное видео на уроках географии

 

Учебное видео - наиболее значимое наглядное средство обучения

Речь пойдет не просто про видео к урокам, а об учебном видео, которое действительно методически оправданно можно рекомендовать для демонстрации на уроке. Каким требованиям оно должно соответствовать:

- продолжительность не более 3-5 минут;

- помогает формировать представления о сложных процессах (их динамика), причинно-следственных связях или закономерностях;

- побуждает к развитию интереса и воображения, создают эмоциональную сферу обучения.

Истории о том, что в какой-то школе уроки географии проводит завхоз и весь урок он демонстрирует видео - это уже не анекдот! Это наша действительность!

В данной статье я попытаюсь обобщить свой опыт применения видео на уроках и поделиться им со всеми учителями предметниками.

Мой путь от кинопроектора "Радуги" до плейлистов на YouTube 

Когда начинала свою педагогическую деятельность, то гордостью моего кабинета была видеотека из кинофильмов и диафильмов. В шкафу мною были сделаны специальные ячейки с номерами для кинофильмов, а в специальной тетради были записаны названия фильмов. Просматривали их с помощью проектора "Радуга". К каждому кинофильму шла инструкция с описанием краткого содержания фильма и методические рекомендации по использованию. Как правило, это были вопросы, которые нужно было обсудить с учениками после просмотра фильма. Продолжительность учебных фильмов обычно была 5-7 минут. Кроме кинофильмов еще много было диафильмов, для которых я сделала коробочки по классам с номерами на крышке.  

Кабинет географии был совмещен с кабинетом истории (историк был директор школы), поэтому кинофрагментов было много. Аппаратура соответсвовала своему времени. Вначале мне пришлось осваивать кинопроектор "Украина", но пользовалась недолго т.к. приобрели для школы новые кинопроекторы "Радуга".

В 90-е годы 20 века на смену кинопленкам пришли видеокассеты. Чаще всего учителя записывали передачи или фрагменты из фильмов с телевизора дома, а потом показывали их ученикам на своих уроках. Качество часто было ужасное т.к. ТВ сигнал тогда еще не везде был качественный. У меня до сих пор лежат две коробки с видеокассетами, которые не могу выкинуть т.к. на них вперемешку записаны видео из семейного архива. Часть уже отцифровала, но часть кассет еще ждет своей очереди.  

Кинопроектор "Радуга"

Видеомагнитофон

DVD пригрыватель

Компьютер или моб. устройство

кинопроектор Радуга

 видеомагнитофон для просмотра видеокассет

двд проигрыватель 

современные мобильные устройства для просмотра видео 

кинофильмы

видеокассеты

CD и DVD диски

Плейлисты по географии

Учебные кинофильмы

Видеокассеты

CD и DVD диски

Плейлисты для учеников

С появлением Интернета учителя начали скачивать фильмы на свой компьютер, чтобы потом показать их на своих уроках. Они быстро заполняли все диски на ПК, запись на DVD тоже был не самый лучший вариант т.к. нужно было покупать диски, записывать, хранить, как-то систематизировать и на чем-то воспроизводить. Чаще всего это был видеомагнитофон и телевизор.

С появлением скоростного Интернета все изменилось! Ничего не надо копировать, а плейлисты - это современные каталоги.

 

Как создать плейлисты для своих уроков?

Очень удобно использовать плейлисты, созданные на видеосервере YouTube - это ваша личная видеотека для уроков географии. Встретили фильм, закинули его в свой плейлист на YouTube и он у вас всегда под рукой. Удобнее сразу создать плейлисты по классам (для учителя). Здесь они хранятся, вы их можете просматривать и готовить к урокам с помощью онлайн программ (об этом можно прочитать далее по тексту).
уровень доступа   

У каждого видео (плейлиста) можно настроить уровень доступа:

  • доступна только вам;
  • доступ для всех;
  • доступ по ссылке.

На мой взгляд, лучший вариант - доступ по ссылке.

Вам нужно только отправить ссылку своим ученикам на нужный плейлист или видео. Для этого можно использовать  2 варианта:

"Поделиться" - отправить ссылку на видео:

  • отправить ссылку своим ученикам удобным для вас способом.
  • поделиться ссылкой на видео с учениками во ВКонтакте. 

 

  Рис. 1.     аккаунт

 Как открыть YouTub?

Зайти в свой аккаунт на Googlle (1).

1. Открыть приложения (1).

2. Выбрать YouTube (2).

   
  Рис. 2 Как поделиться ссылкой на видео?

Как поделиться ссылкой на видео?

1. Выбрать под видео кнопку "Поделиться" (1)

 

 

 

 

 

   
  Рис. 3. Скопировать ссылку по кнопке "Копировать" и отправить по почте.

2. Скопировать ссылку по кнопке "Копировать" и отправить по почте.

3. Если у вас есть группа во ВКонтакте, то выбираем "ВКонтакте" (1) и свою группу.

   
  Рис. 4. Как создать плейлист?

Как создать плейлист?

1. Под выбранным видео нажать "Сохранить" (1).

 

 

 

 

 

   
  Рис. 5.

Если нет нужного плейлиста, то можно создать новый (3).

 

1. Выбрать  плейлист нужного класса (1) или

2. Можно выбрать "Смотреть позже" (2). Для временного хранения, когда просмотрите, то можно будет перенести в плейлист нужного класса.

 

3. Если нет нужного плейлиста, то  можно создать новый (3).

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 Как эффективней использовать видео на своих уроках?

С одной стороны огромное количество видео на просторах интернета дает возможность выбора каждым учителем видео для своего урока, а с другой стороны учителю теперь нужно тратить больше времени на подготовку к уроку.

Для учеников лучше создать плейлисты "Сегодня на уроке" (тоже по классам), куда можно добавлять уже отсмотренные фильмы для уроков, где ваши ученики найдут их без труда и выполнят задание, которое вы им предложите. На следующий год вам уже не надо будет искать нужный фильм в плейлисте для учителя, в котором как правило больше фильмов, чем в плейлисте для учеников.

Все это занимает время, самый удобный вариант, когда учитель размещает плейлисты на своем сайте. Ученикам достаточно зайти на ваш сайт, а учителю перекинуть из плейлиста учителя, в котором у вас собраны все фильмы по каждому курсу, нужный фильм для просмотра в плейлист "Сегодня на уроке". Если вы дружите с ВКонтактом, то можно отправлять через него, но для этих целей тогда удобней создавать  группу для каждого класса в котором вы работаете.

Если в школе еще нет скоростного Интернета, то можно скачать на флешку и показывать видео на уроке с неё. Можно использовать видеофильмы для просмотра в качестве домашнего задания, инструмента для повторения, для дистанционного или смешанного обучения, тогда учителю достаточно переслать ученику только ссылку на него и задание к нему.

Как можно составить примерное задание для учеников на основе плейлистов?

1. Зайди в плейлист своего класса: 

  • Плейлист для 5 класса >>>

  • Плейлист для 6 класса >>>

  • Плейлист для 7 класса>>>

  • Плейлист для 8 класса>>>

  • Плейлист для 9 класса >>>

  • Плейлист для 10 класса  >>>

  • Плейлист для 11 класса >>>

2. Просмотри фильм: ... .  

3. Выполни задание под номером ... . (просмотреть по ссылке)

3. Отправить ответы учителю по почте bon.58@mail.ru

Виды заданий к видеофильмам должны быть разнообразными, например:
  • ответить на вопросы;  
  • составить вопросы к видеофильму;
  • составить вопросы к видеофильму и написать ответы  к ним;                                                                                                                            
  • составить план к видеофильму;
  • составить и записать в тетрадь пять вопросов по фильму, из них один вопрос должен начинаться с вопросительного слова «когда», два — со слова «почему», два вопроса — произвольной формы.                                                                                     
  • озвучить видеофильм, при выключенном звуке  на этапе закрепления ( с условием,  что  его уже смотрели);
  • заполнить таблицу и т.д.

 Вместо домашнего задания учащиеся могут смотреть короткие видео-лекции в сети, самостоятельно проходить теоретический материал, а всё аудиторное время, когда учитель или преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий (перевернутое обучение). 

Чтобы знания, полученные из видео, были более прочными, необходимо на последующих уроках продолжить работу по использованию их содержания, предлагая учащимся мыслительно обращаться к тем или иным кадрам  и применять полученные из фильма факты и интересные сведения в новых ситуациях.

Вариантов заданий очень много, у каждого учителя могут быть свои приемы, но общие подходы понятны и очевидны.

От учителя требуется творческий подход к конструированию своего урока, на котором удачно будут применяться разные виды работ с учебником, картой, рисунками, видео и другими средствами обучения.

Полезные мелочи, которые делают работу учителя эффективней:
1. Демонстрация видео с нужного кадра

Практика показывает, что иногда просматривать весь фильм на уроке нет необходимости, для этого многие учителя вынуждены вырезать нужный фрагмент для урока или тратить время на поиск нужного фрагмента. Это занимает много времени, поэтому  рекомендую полезный прием - возможность настроить демонстрацию видео с нужного кадраДля этого нужно предварительно просмотреть видео для урока и установить время начала демонстрации например, 0:05 (см. рис. 6).

Рис. 6.          

Как настроить демонстрацию видео с нужного кадра? 

1. Поставить галочку (1).

2. Вписать время начала демонстрации видео, например, 0:05 (2).

 

2. Как создавать плейлисты в соавторстве с коллегами? 

Подборка видео к урокам, создание плейлистов к каждому курсу географии - работа которая требует много времени и сил т.к. речь идет не просто собрать коллекцию видео, а отобрать лучшее видео для плейлистов к своим урокам. 

Поэтому лучше эту работу делать совместно с коллегами предметниками, идеальный вариант в рамках муниципального или регионального сообщества. Для этого нужно просто договориться и выбрать площадку для размещения плейлистов и настроить доступ к плейлистам.

Рис. 7.        соавторы

 Как пригласить соавторов в плейлисты?

1. Открыть в настройках  вкладку "Соавторы" (1).

2. Сделать активной (включить) "Приглашение пользователей" (2).

3. Нажать кнопку "Отправить"  

Рис. 8.  как пригласить соавторов для создания плейлистов  

3. Скопируйте ссылку и отправьте своим коллегам (3).

4. Сохраните все настройки (4).

Если у вас есть желание стать соавтором плейлистов на моем сайте - пишите, я отправлю вам приглашение.

Наши плейлисты можно открыть по ссылке >>>

 Уважаемые коллеги, если вам статья понравилась, то можете с ней поделиться в соцсетях через кнопку "Поделиться"!

Отзывы можете оставить в "Гостевой книге".

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»