Таксономия учебных задач
Система запланированных целей неразрывно связана с системой действий, которые ведут к выполнению этих целей. Тем, что вызывает эти активные действия, становятся учебные задачи,
Чтобы научиться составлять учебные задачи:
нужно уметь определять уровень учебных задач
конструировать соответствующую систему заданий с учетом цели урока
Таксономия учебных задач по Д.Толлингеровой.
1. Задачи, требующие мнемонического воспроизведения данных:
1.1. задачи по узнаванию;
1.2. задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий;
1.3. задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил;
1.4. задачи по воспроизведению больших текстов, блоков, стихов, таблиц и т.п.
2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными:
2.1. задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления т.п.);
2.2. задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т.п.);
2.3. задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий;
2.4. задачи по разбору и структуре (анализ и синтез);
2.5. задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение);
2.6. задачи по распределению (категоризация и классификация);
2.7. задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ и т.п.);
2.8. задачи по абстракции, конкретизации и обобщению;
2.9. решение несложных примеров (с неизвестными величинами и т.п.).
3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:
3.1. задачи по переносу (трансляция, трансформация);
3.2. задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснования);
3.3. задачи по индукции;
3.4. задачи по дедукции;
3.5. задачи по доказыванию (аргументацией) и проверке (верификацией);
3.6. задачи по оценке.
4. Задачи, требующие сообщения данных:
4.1. задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.д.;
4.2. задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п.;
4.3. самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.д.
5. Задачи, требующие творческого мышления:
5.1. задачи по практическому приложению;
5.2. решение проблемных задач и ситуаций;
5.3. постановка вопросов и формулировка задач или заданий;
5.4. задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе);
5.5. задачи по обнаружению на основании собственных размышлений (на рациональной основе).
Примеры задач для различных уровней учебных целей в познавательной области по Блуму.
Знание
Дайте определение имени существительного.
Когда и где разворачивается действие рассказа и когда в тексте это становится ясно?
На какие две категории можно разделить все живые существа?
Вычислите значение выражения (9-177)/21+8.
Назовите палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Понимание
Расскажите, что произошло с героями романа после эпизода, изображенного на иллюстрации.
Нарисуйте три картинки о событиях, которые происходили в начале, середине, и конце XIX века в Германии.
Расскажите коротко своими словами содержание параграфа.
Напишите сочинение (две-три страницы) с описанием обязанностей президента.
Приведите примеры того, как в рассказе подтверждается, что Даниле не безразличны чувства других людей.
Почему на географических картах используются символы?
Применение
Составьте предложение с использованием каждого из данных слов.
Изучив знаки на картах, составьте план маршрута для посещения трех исторических памятников в Подмосковье.
Найдите площадь класса, в котором вы занимаетесь.
Теперь, когда вы прочли почти весь рассказ, угадайте, чем он закончится.
Придумайте три практических ситуации, в которых вы сможете использовать изученный способ определения влажности.
Анализ
Какие события в этой истории действительно имели место, а какие выдуманы автором?
Чем период после гражданской войны напоминает период после войны в Афганистане, и чем они отличаются?
Распределите минералы этой коллекции по трем категориям.
Среди утверждений разбираемой статьи укажите три, которые являются фактами, и три, которые являются мнениями.
По описаниям десяти насекомых определите, к какому семейству относится каждое из них.
Какие из данных слов имеют латинское происхождение, а какие – греческое?
Синтез
Выдумайте какую-нибудь страну и нарисуйте ее карту, используя не менее 15 географических элементов.
Представьте себе, что вы присутствуете на традиционной церемонии в Санкт-Петербурге. Напишите дневник событий.
Напишите свой рассказ «Му-Му» с позиции собаки.
Теперь, когда вы видели результаты экспериментов, предложите гипотезу, которая бы объяснила эти результаты.
Напишите данный отчет о событиях теперь в жанре фельетона.
Предложите различные способы решения проблемы озеленения школьного двора.
Оценка
Обязательно ли должны все кандидаты на пост мэра Екатеринбурга иметь высшее образование?
Сравните двух главных героев поэмы.
Нужно ли требовать от школьников навыков устных вычислений в век недорогих калькуляторов? Почему?
Оправдано ли насилие для исправления несправедливости? Объясните вашу позицию.
Какая среда из всех изученных вам больше нравится для жизни? Аргументируйте свой ответ.
В каких случаях демократическое устройство государства менее эффективно, чем диктатура?
Источник: http://didaktor.ru/sushhnost-zadachnogo-podxoda-v-obuchenii